ВСЕ НОВОСТИ
Инвестиционный холдинг «Ташир МЕДИКА», входящий в группу компаний «Ташир», выступил партнером выставки «Царство Урарту. Наследие древней Армении. Урашту – Харминуя – Армина», которая проходит в Москве с 31 октября по 28 января 2024 в ГМИИ им. А.С. Пушкина.

Мероприятие, которое проводится в главном здании музея по адресу: Волхонка, 12, организованно совместно с ведущими музеями России и Армении. Оно посвящено богатой культурной истории древней Армении и представляет особый взгляд на истоки ее искусства — наследие государства Урарту (IX–VII века до н.э.).

Выставка состоит из четырех разделов, три из которых посвящены разным этапам развития истории и культуры этого региона: от доурартской традиции древних племен Армянского нагорья (II–I тысячелетия до н.э.) до становления древнеармянского искусства постурартского периода (VI–IV века до н.э.). Основу экспозиции составляет богатое наследие царства Урарту IX–VII веков до н.э. — одного из главных древневосточных государств I тысячелетия до н.э.

В ГМИИ им. А.С. Пушкина хранится выдающаяся коллекция искусства и культуры Урарту из крепостей Эребуни и Тейшебаини. На выставке впервые будут представлены артефакты с самых первых раскопок, проведенных еще во времена императорской России, а также памятники, найденные армянскими археологами в ходе раскопок 2010-х годов.

Арсен Галстян, управляющий партнер ГК «Ташир МЕДИКА» отмечает: «Выставка «Царство Урарту. Наследие древней Армении. Урашту – Харминуя – Армина» беспрецедентное, уникальное мероприятие. Это масштабный проект, организованный ГМИИ им. А.С. Пушкина при поддержке ГК «Ташир МЕДИКА» и при участии Международного фонда «Артис Футура», совместно с Национальным музеем истории Армении, Историко-археологическим музеем-заповедником «Эребуни», Музеем истории города Еревана, Государственным Эрмитажем и Государственным историческим музеем, впервые представит российскому зрителю истоки искусства и цивилизации древней Армении через призму наследия Урарту.

Объем и уникальность экспонируемого материала являются неоспоримым свидетельством вклада Армении в мировую цивилизацию. Данная выставка — еще один шаг на пути укрепления многовековой дружбы русского и армянского народов.

От всей души желаю всем посетителям незабываемых впечатлений от знакомства с великой историей и культурой Армении».

Ядро коллекции Пушкинского музея – находки совместной экспедиции Академии наук Армянской ССР и ГМИИ им. А.С. Пушкина в 1952–1978 годах на холме Арин-Берд, где располагалась урартская крепость Эребуни. Именно Эребуни является древнейшим историческим центром Еревана, а дата основания города урартским царем Аргишти I считается точкой отсчета в истории Еревана. Большая часть из экспонатов ранее не участвовала в показах за пределами Армении. На мероприятии также будут представлены результаты работы реставраторов и исследователей с карасами – специальными большими сосудами для хранения вина или зерна.

К выставке готовится научно-популярное издание со статьями специалистов и каталогом, а также обширная образовательная программа. Проект сопровождает междисциплинарная программа, включающая медиации на армянском языке. Экспозиция дополнена тактильными репликами выставляемых памятников в сопровождении тифлокомментариев, записанных юными артистами фонда Artis Futura. Аккомпанементом для словесных описаний экспонатов служит игра на народном инструменте Армении — дудуке.
ИНФОРМАЦИОННАЯ СПРАВКА
ЦАРСТВО УРАРТУ. НАСЛЕДИЕ ДРЕВНЕЙ АРМЕНИИ. УРАШТУ — ХАРМИНУЯ — АРМИНА

Даты выставки: 31 октября 2023 — 28 января 2024

Идея выставки: Микаэл Бадалян, директор Историко-археологического музея заповедника «Эребуни», Рамиль Вергазов, ведущий искусствовед отдела Древнего Востока ГМИИ им. А.С. Пушкина

Кураторская группа: Микаэл Бадалян (Историко-Археологический музей-заповедник «Эребуни»), Нжде Еранян (Музей истории Армении), Давид Багдасарян (Музей "Тапан"), Рамиль Вергазов, Анастасия Ясеновская (ГМИИ им. А.С. Пушкина), Анна Кадиева, Галина Камелина (Государственный исторический музей), Анна Новикова (Государственный Эрмитаж), Марина Хачманукян (Музей истории города Еревана)

Место проведения: 17–18 залы Главного здания ГМИИ им. А.С. Пушкина (Волхонка, 12)

Участники выставки: ГМИИ им. А.С. Пушкина, Государственный Эрмитаж, Государственный исторический музей, Музей «Тапан», Национальный музей истории Армении, Историко-археологический музей-заповедник «Эребуни», Музей истории города Еревана.

Доурартская культура Армянского нагорья. Первый раздел выставки посвящен культуре древнейших племен Армении середины II – начала I тысячелетий до н.э. и включает памятники искусства металлопластики и керамики Армянского нагорья бронзового и раннего железного веков. Особое внимание уделено артефактам лчашен-мецаморской (этиунской) культуры (XVI–VII веков до н.э.), ставшей в эпоху позднего бронзового века главной археологической культурой древней Армении.

В эпоху железного века Лчашен-Мецаморская конфедерация племен, которую урарты в своих письменных памятниках называли Уэдури-Этиуни, уступила Урарту ведущее положение в регионе, однако эти племена не исчезли, а продолжали сосуществовать с Урарту. Этиуни, наряду с Урарту, сыграли важную роль в формировании древнеармянского государства.

Искусство и культура Урарту в Армении. Главный, второй, раздел выставки посвящен самым разным видам искусства Урарту (от монументальной живописи до резных печатей) из центров этого государства на территории Армении: Эребуни, Аргиштихинили, Тейшебаини и др. (VIII–VII века до н.э.). Правители царства Урарту принесли на территорию нагорья свою письменность, развитую культуру и искусство, во многом ориентированные на богатейшее художественное наследие древней Месопотамии (в частности, соседней Ассирийской империи). Среди находок, подтверждающих связь Урарту с Ассирией, представлены царские надписи и три глиняные таблички с административно-хозяйственными текстами. Письменность являлась одним из связующих звеньев между этими древними государствами. В период VIII–VII веков до н.э. урартское искусство в Армении переживало подлинный расцвет, свидетельства которого можно увидеть в парадных произведениях искусства металлопластики, монументальной живописи, скульптуры, ювелирного искусства, керамики и глиптики, найденных при раскопках урартских крепостей Армении. Художественные памятники Урарту, исполненные с высочайшим уровнем мастерства, составляют важную часть наследия искусства Древнего Востока.

Постурартское искусство древней Армении. В третьем разделе выставки представлены памятники культуры эпохи Ервандидов (VI-IV века до н.э.), найденные в бывших урартских центрах Армянского нагорья. После исчезновения Урарту наследие этого царства становится фундаментом, на который опиралась в своем развитии древнеармянская культура эпохи Ервандидов. В середине VI века до н.э. эти территории вошли в состав империи Ахеменидов как сатрапия Армения. Это наглядно показывает первое упоминание Армении в Бехистунской трехъязычной надписи царя Дария I, датируемой 520 годом до н.э., которое вынесено в подзаголовок в названии выставки. В древнеперсидской версии надписи страна названа «Армина», в эламской – «(Х)арминуя» (Армения), а в аккадской – «Урашту» (Урарту). Концепция «прорастания» новой культуры из фундамента наследия Урарту находит наглядное отражение на выставке. Новая культура обогащалась и благодаря контактам с древним Ираном – сначала с Мидийским царством, а затем и с империей Ахеменидов. Именно в древнеармянской культуре Ервандидов были заложены основы для возникновения государства Великая Армения.

Изучение культуры Урарту в ГМИИ им. А.С. Пушкина. Заключительный раздел выставки посвящен изучению культуры Урарту в Пушкинском музее. В экспозиции будут показаны редкие архивные материалы совместной экспедиции Академии наук Армянской ССР и ГМИИ им. А.С. Пушкина в Эребуни, хранящиеся в Отделе рукописей Пушкинского музея: натурные акварельные рисунки росписей, графические реконструкции архитектурных построек, полевые дневники с зарисовками находок и фотоальбомы, собранные по археологическим сезонам. Архив сохранился благодаря руководителю отряда ГМИИ С.И. Ходжаш и ее соратнице по раскопкам А.А. Демской, которая его систематизировала. В этом разделе выставки также представлены результаты совместного с ГОСНИИР масштабного исследовательского проекта по реставрации и реконструкции росписей из Эребуни в коллекции ГМИИ им. А.С. Пушкина, который был реализован при поддержке Владимира Эдуардовича Карташяна. В ходе реставрации были открыты новые участки росписей при отслоении верхнего красочного слоя от фрагментов многослойного археологического завала, проведены исследования химического состава штукатурной основы, минеральных пигментов и связующих, а также выполнена послойная стратиграфия красочных слоев. Росписи из Эребуни дополнительно изучались в ультрафиолетовых и инфракрасных лучах для более точного определения рисунка и выявления следов предыдущей реставрации.

Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина – музейный комплекс, обладающий одним из крупнейших в России художественных собраний зарубежного искусства с древнейших времен до наших дней. Музей насчитывает в своем фонде около 700 000 оригинальных произведений, созданных мастерами разных эпох, – от Древнего Египта и античной Греции до наших дней. В Главном здании музея можно увидеть знаковые произведения мировой живописи – работы Рембрандта, Рубенса, Боттичелли, Каналетто, Пуссена, мастеров Северного Возрождения и других выдающихся художников. Отдельное место в собрании занимает коллекция французского искусства XIX–XX веков меценатов Сергея Щукина и Ивана Морозова. Представленная знаковыми произведениями Клода Моне, Пьера Огюста Ренуара, Поля Сезанна, Поля Гогена, Винсента Ван Гога, Анри Матисса, Пабло Пикассо и других мастеров, эта коллекция является одной из самых известных в мире. Фонды музея продолжают активно пополняться и в настоящее время. С 2018 года ГМИИ им. А.С. Пушкина в рамках направления «Пушкинский XXI» начал формировать первую в России коллекцию медиаискусства. В январе 2020 года по инициативе Министерства культуры в состав Пушкинского музея вошел Государственный центр современного искусства (ГЦСИ) с филиалами во Владикавказе, Екатеринбурге, Калининграде, Нижнем Новгороде, Санкт-Петербурге и Томске.

ГК «Ташир МЕДИКА» — инвестиционный холдинг, входящий в ГК «Ташир» и объединяющий более 15 компаний в различных сегментах здравоохранения. «Ташир МЕДИКА» инвестирует в услуги для пациентов и инфраструктуру для провайдеров, поддерживая новые эффективные модели в медицине. Холдинг представлен на всех звеньях цепочки создания стоимости в здравоохранении и придерживается принципов 5P Healthcare при отборе проектов. Компания поддерживает ряд крупных благотворительных и социальных проектов, оказывая помощь в развитии культуры, искусства, науки и образования.
PDF-версия
«Данная выставка — еще один шаг на пути укрепления многовековой дружбы русского и армянского народов»
Арсен Галстян
управляющий партнер ГК «Ташир МЕДИКА»