Группа «Ташир» Самвела Карапетяна объявила о запуске третьего розничного проекта в этом году — сети магазинов товаров для дома Goood’s House. Собственный ретейл помогает группе заполнять пустующие из-за кризиса площади.
Своими силами
Два магазина товаров для дома под брендом Goood’s House открылись в декабре в торговых центрах «Рио» в Санкт-Петербурге и Тамбове, сообщила в среду пресс-служба группы «Ташир». Площадь каждого из них — 350 кв. м. Еще два магазина, площадью 4 тыс. и 1,3 тыс. кв. м, откроются в ближайшее время в «Рио» на Киевском шоссе и в Avenue South-West у метро «Юго-Западная» в Москве, говорится в сообщении. Все эти моллы принадлежат группе «Ташир» Самвела Карапетяна.
В ассортименте Goood’s House — более 15 тыс. товаров для дома и интерьера, включая текстиль и посуду, декор и сувениры, мебель и аксессуары. Концепция предусматривает развитие сети в трех форматах, площадь которых будет варьироваться от 300 до 4,5 тыс. кв. м. До конца 2016 года «Ташир» собирается расширить сеть до восьми точек. В новом проекте, который работает ближе к среднему ценовому сегменту, «Ташир» сделал упор на коллекционность, объясняет глава департамента корпоративных коммуникаций и маркетинга группы Зара Аджемян. «Покупатель может создать себе коллекцию в едином стиле из разных товаров», — добавляет она.
У «Ташира» уже есть розничная сеть, работающая в сегменте «товары для дома» более десяти лет — 12 магазинов «Наш Дом». В отличие от Goood's House формат сети «Наш Дом» ближе к сегменту DIY (do it yourself — сделай своими руками), он предлагает товары для ремонта, дизайна и интерьера, товары для сада и дачи.
Ниша таких сетей еще не заполнена, уверен гендиректор и совладелец компании Ideas4Retail (управляет в России магазинами под брендами CookHouse, Imaginarium, Hamleys, Mamas & Papas) Евгений Бутман. «Скорее, проект позиционирован для регионального рынка, где расположена основная масса торговых центров группы, — отмечает он. — К тому же нельзя забывать, что сейчас конкуренция — не главная проблема большинства рыночных игроков».
«Сейчас многие стремятся идти в проекты по развитию сетей товаров для дома, считая нишу перспективной, — отмечает гендиректор «INFOLine-Аналитика» Михаил Бурмистров. — Но на самом деле продажи в этом сегменте очень низкие и покупательский трафик такие магазины не формируют».
Проверенная схема
Goood’s House — это третий розничный проект «Ташира», основным активом которой в недвижимости является сеть из 33 торговых центров «Рио». В ноябре группа объявила о запуске сети продуктовых магазинов «Ферма.рф»: уже открыты два магазина, в планах — еще около 15. Развивать «Ферма.рф» планируется в форматах мини- и супермаркетов. Минимаркеты площадью до 50 кв. м будут работаться по принципу самообслуживания, супермаркеты площадью около 120 кв. м расположатся не только в торгово-развлекательных центрах, но и в отдельно стоящих зданиях.
В интервью РБК в декабре основной владелец «Ташира» Самвел Карапетян прокомментировал причины запуска сети «Ферма.рф»: «Есть большой накопленный опыт, кроме того, имеются сельскохозяйственные активы, что дает фору в развитии проектов в области продуктового ретейла. В свете текущей экономической ситуации мы стали более тщательно подходить к стратегии развития в этой области. Так, в этом году мы приобрели в Наро-Фоминске мясокомбинат, откуда будем поставлять мясо. Овощи также на 50–60% планируем сами выращивать. Кроме того, у нас большое рыбное хозяйство в Калуге».
В середине декабря «Ташир» открыл универмаг Take Away площадью 15 тыс. кв. м в московском «Рио» на Киевском шоссе. Магазин занял весь второй этаж четырехэтажного торгового комплекса общей площадью в 70 тыс. кв. м. На территории универмага представлены более 75 корнеров и 500 тыс. наименований товара международных и российских брендов, работающих в нескольких форматах: масс-маркет, средний и средний плюс. Средний чек универмага — около 3,5 тыс. руб. Часть универмага занимает кинотеатр «Синема Стар» и развлекательный центр PlayLab (оба проекта также принадлежат «Таширу»).
Площади пустуют
«Когда девелопер запускает собственный ретейл-проект, в большинстве случаев это вынужденная мера, призванная заполнить пустующие площади, — резюмирует Бурмистров. — Профильный оператор точно принес бы девелоперу больше денег». «Если бы у компании стояла очередь из желающих арендовать их площади, необходимость развивать собственные не стояла бы, — соглашается управляющий директор отдела торговых помещений CBRE Михаил Рогожин. — В этом году новые торговые центры в Москве открываются незаполненными на 40–70%, а наличие собственного ретейла, безусловно, помогает решать эту проблему».
В среднем по рынку объем вакантных площадей в торговых центрах Москвы к концу 2015 года достиг 11%, увеличившись на 5 п.п. по сравнению с концом 2014-го, отмечают в Knight Frank. По данным JLL (до 2014 года — Jones Lang LaSalle), вакантность ниже — по итогам 2015 года может составить 8% (в торговых центрах в Москве). В торговых комплексах «Ташира» вакантно в среднем 10% площадей, отметила Аджемян.
Из-за большого объема ввода новых площадей в Москве (около 560 тыс. кв. м, по данным JLL) кризисная ситуация выглядит наиболее острой. Но в городах России объем пустующих торговых площадей за последний год тоже вырос. Всего в стране в уходящем году было построено около 1,6 млн кв. м торговых центров, в том числе примерно 1 млн. кв. м — в регионах, подсчитали в CBRE. Средний уровень вакантности сильно отличается от города к городу, но средний показатель для городов миллионников к концу года достиг, по данным CBRE, 7-8% против 5-6% в середине 2014-го. Похожей модели придерживаются и другие девелоперы. Так, например, финансово-промышленная группа «Гарант-Инвест» открывает супермаркеты «Мой Магазин» в своих же торговых центрах, например, в «Ритейл-Парк» и «Москворечье». Магазины люксовых брендов открывала раньше на собственных площадях Crocus Group, но в 2011 году она отказалась от этого, но продолжает развивать сеть гипермаркетов «Твой дом». Bosco di Ciliegi и Mercury управляют ГУМом и ЦУМом соотвественно, при этом их собственные марки являются арендаторами торгцентров.
Основатель «Дон-строя» Максим Блажко развивал сеть продуктовых магазинов «Алые паруса». В отличие от девелоперского бизнеса, перешедшего в прошлый кризис под контроль группы ВТБ, продуктовая сеть все еще зарегистрирована на его мать Ольгу Блажко.
Алексей Пастушин
Полная версия статьи: РБК-Индустрия